Экспонаты
Мавзолей. 1992. Комар В.А., Меламид А.Д.
Мавзолей. 1992. Комар В.А., Меламид А.Д.
Автор
Комар Виталий Анатольевич (1943)
Меламид Альберт (Александр) Данилович (1945)
Название
Мавзолей.
Датировка
Материал, техника
бумага; печать, фломастер
Размер
Происхождение
Виталий Комар и Александр Меламид вошли в историю как создатели нового направления в русском неофициальном искусстве 1970-х – соц-арта. Они же придумали название этому течению, основанному на обыгрывании советской художественной эстетики. Термин «соц-арт» легко прижился. По звучанию и содержанию он представлял собой соединение соцреализма и поп-арта. Подобно тому, как поп-арт использовал образы продуктов потребления американского капитализма, соц-арт вбирал в себя советскую коммунистическую символику. Образы, заимствованные из массовой культуры, получали здесь иную интерпретацию. «Если поп-арт был порожден перепроизводством вещей и их рекламы, то соц-арт был порожден перепроизводством идеологии и ее пропаганды, включая визуальную.» – как писал Виталий Комар. Возникший как эстетическая игра, соц-арт соединил в себе прежние образы соцреализма и постмодернистское понимание задач искусства. Как течение он во многом определил представление о современном советском искусстве за рубежом. Соц-арт объединил таких масте ров как Эрик Булатов, Эдуард Гороховский, Александр Косолапов, Леонид Соков, Борис Орлов, Ростислав Лебедев, Дмитрий Пригов, Гриша Брускин, группы «Гнездо» и «Мухоморы». У каждого был свой индивидуальный метод, но все они работали с мифами и стереотипами коллективного сознания советского общества ХХ века. Тексты лозунгов, портреты вождей, спортсменов, пионеров и рабочих, гербы и знамена появляются в работах Комара и Меламида в новом качестве. Их произведения ломают стереотип восприятия социалистического реализма, предназначенного исключительно для решения агитационных задач. В 1972-1974 годах Комар и Меламид создали цикл картин под общим названием «Соц-арт». В него вошли такие работы как «Не болтай», «Двойной автопортрет в виде Ленина и Сталина», «Пачка сигарет „Лайка“» и др. В картинах этой серии Комар и Меламид присвоили язык соцреалистической живописи, подписав своими именами советские лозунги и плакаты. Представив соцреализм как собственный авторский стиль, они изобразили портреты жен в стилистике оформления официальных учреждений на темы материнства и детства и свои автопортреты в медальоне, прямо отсылающие к иконографии двойного портрета Ленина и Сталина.
Аннотация
Графический лист «Мавзолей» 1992 года представляет собой доработанный авторами фотоотпечаток с изображением главного символа социалистической эпохи – мавзолея В. И. Ленина, на фасаде которого вместо надписи «Ленин» бежит электронная строка со словом «РЕКЛАМА». Произведение относится к первому проекту Комара и Меламида в постсоветской России под названием «Монументальная пропаганда». В рамках проекта художники призывали преобразовать монументы советской эпохи, многие из которых к тому времени уже были сняты со своих постаментов, в «памятники уроков истории», оставив их при этом на своих местах. В 1993 году на Красной площади Комар и Меламид провели своеобразный перформанс «Что делать с мавзолеем Ленина». Во время этой акции они демонстрировали электронную строку, которую предлагали установить на мавзолее. По замыслу авторов она могла бы показывать актуальную информацию: последние новости, постановления, прогнозы погоды, объявления, литературные произведения и пр. На последовавшей выставке «Бегущая строка на ступенчатой пирамиде», был представлен ряд графических изображений Мавзолея с разными текстами на фасаде, по словам Меламида, воскрешавший парадоксальным образом «искусство наглядной агитации» советской эпохи – «единственно выжившую … ветвь первого русского авангарда, родившуюся при оформлении улиц и площадей во времена первых революционных праздников».
Персоналии
Комар Виталий Анатольевич (Автор)
Меламид Альберт (Александр) Данилович (Автор)
Выставки
«Комар и Меламид» 20 марта 2019 - 9 июня 2019
Виталий Комар и Александр Меламид с “19” марта 2019 года по “02” июня 2019 года
Коллекция
Музейный номер
ММСИ КП-863. Г-418