Экспонаты
Мужской портрет. 1909. Малевич К.С.
Мужской портрет. 1909. Малевич К.С.
Автор
Малевич Казимир Северинович (1878-1935)
Название
Мужской портрет.
Датировка
Материал, техника
бумага; печать
Размер
Происхождение
Казимир Малевич. Анатэма. 1909. Фототипия. 35х28. Справа в нижней части подпись "К.Малевич". В 1909 году Московский Художественный театр осуществил постановку драмы Леонида Андреева "Анатэма" в режиссуре В.И. Немировича-Данченко. В название спектакля было вынесено имя главного действующего лица, некоего сверхчеловека с несомненно сатанинскими чертами. Спектакль вызвал скандал и по настоянию церковных кругов был закрыт вскоре после премьеры. Следует отметить, что в начале века был распространен обычай выпускать в свет сцены популярных спектаклей и портреты актеров в ролях в виде альбомов фототипий - эта техника плоской печати в силу своих бОльших художественных возможностей вытесняла литографию и позволяла высококачественно печатать малотиражные графические циклы. Они заказывались художникам, выполнявшим рисунки в непосредственном контакте с печатниками, - поэтому рисунков-оригиналов в общепринятом смысле (как рисунков на бумаге, с которых делают печатную форму) не существовало, рисунок сразу делался в расчете на тиражирование в технике фототипии. Интересно, что эти графические листы были рассчитаны на экспонирование в интерьерах квартир, что подчеркивалось их оригинальными паспарту. Казимир Малевич, будучи в те годы под влиянием искусства символстского толка, исполнил ряд работ, связанных с постановкой "Анатэмы". Настоящий лист представляет собой профильный портрет Анатэмы, роль которого блестяще сыграл В.И. Качалов. Художником спектакля был В.А. Симов - он воплотил в зримую форму "сатанинский облик" Анатэмы (сохранились рассказы о многочасовом труде гримера Я.И. Гремиславского, делавшего из Качалова лысого "сверхчеловека" с мощным рельефом черепа). Примечательно, что существует ряд фотографий, запечатлевших мизансцены спектакля и исполнителей ролей, в том числе и открытка с портретом Качалова в роли Анатэмы (в том же ракурсе, что и на рисунке Малевича). Однако рисунок обладает качествами, которые всегда привносятся в работу художниками, - в данном случае Казимиром Малевичем, создавшим не только портрет, но и драматический образ героя-"богоборца". Цикл работ Малевича, связанных со спектаклем "Анатэма", уникален. Как уже говорилось, он изначально дела
Аннотация
Казимир Малевич. Анатэма. 1909. Фототипия. 35х28. Справа в нижней части подпись "К.Малевич". В 1909 году Московский Художественный театр осуществил постановку драмы Леонида Андреева "Анатэма" в режиссуре В.И. Немировича-Данченко. В название спектакля было вынесено имя главного действующего лица, некоего сверхчеловека с несомненно сатанинскими чертами. Спектакль вызвал скандал и по настоянию церковых кругов был закрыт вскоре после премьеры. Следует отметить, что в начале века был распространен обычай выпускать в свет сцены популярных спектаклей и портреты актеров в ролях в виде альбомов фототипий - эта техника плоской печати в силу своих бОльших художественных возможностей вытесняла литографию и позволяла высококачественно печатать малотиражные графические циклы. Они заказывались художникам, выполнявшим рисунки в непосредственном контакте с печатниками, - поэтому рисунков-оригиналов в общепринятом смысле (как рисунков на бумаге, с которых делают печатную форму) не существовало, рисунок сразу делался в расчете на тиражирование в технике фототипии. Интересно, что эти графические листы были рассчитаны на экспонирование в интерьерах квартир, что подчеркивалось их оригинальными паспарту. Казимир Малевич, будучи в те годы под влиянием искусства символстского толка, исполнил ряд работ, связанных с постановкой "Анатэмы". Настоящий лист представляет собой профильный портрет Анатэмы, роль которого блестяще сыграл В.И. Качалов. Художником спектакля был В.А. Симов - он воплотил в зримую форму "сатанинский облик" Анатэмы (сохранились рассказы о многочасовом труде гримера Я.И. Гремиславского, делавшего из Качалова лысого "сверхчеловека" с мощным рельефом черепа). Примечательно, что существует ряд фотографий, запечатлевших мизансцены спектакля и исполнителей ролей, в том числе и открытка с портретом Качалова в роли Анатэмы (в том же ракурсе, что и на рисунке Малевича). Однако рисунок обладает качествами, которые всегда привносятся в работу художниками, - в данном случае Казимиром Малевичем, создавшим не только портрет, но и драматический образ героя-"богоборца". Цикл работ Малевича, связанных со спектаклем "Анатэма", уникален. Как уже говорилось, он изначально делался в расчета на тираж, но количество оттисков было крайне невелико: быть может, запрет спектакля вызвал и уничтожение тиража - сведений на этот счет не сохранилось, но удивление вызывает крайняя редкость листов. Кандидат искусствоведения Александра Шатских, Москва, 7 октября 1999 г.
Персоналии
Малевич Казимир Северинович (Автор)
Выставки
Модернизм без манифеста. Часть 2. Ленинград. Собрание Романа Бабичева 28.11.2017-14.01.2018
Коллекция
Музейный номер
ММСИ КП-145. Г-76