Персоналии
Инфанте-Арана Франциско
Инфанте-Арана Франциско
ФИО
Инфанте-Арана Франциско
Годы жизни
Биография
Франсиско Инфа́нте-Ара́на (исп. Francisco Infante-Arana; р. 4 июня 1943, с. Васильевка, Саратовская обл., СССР) — российский художник, фотограф, теоретик искусства. Биография Родился в семье политэмигранта испанца 4 июня 1943 года в селе Васильевка Саратовской области, СССР. С 1956 по 1962 год учился в Московской средней художественной школе, в 1966 окончил Московское Высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское). С 1962 по 1964 год — член Содружества художников геометрического и метафизического направления. В 1968 году начал выступать с инсталляциями в открытом природном пространстве. С 1968 года работают совместно с Нонной Горюновой. Их сыновья Пакито и Платон — тоже художники. Также у художника семь внуков — Екатерина, Серафим, Пелагея, Тихон, Полина, Тимофей, Евдокия. Живет и работает в Москве. В 1970 г. организовал группу художников и инженеров «Арго» с целью создания искусственных систем, аналогичных естественным явлениям. Это художественное объединение стало заметным авангардным явлением в тогдашней Москве. С 1973 г. — член Московского союза художников. С 1975 г. он сосредоточивается на создании артефактов, выражая с их помощью свою основную идею — совмещать природное и искусственное через инсталляции на открытом воздухе и затем представлять их публике ограниченным выпуском фотографий. Участник многочисленных международных выставок, его творчество представлено в престижных государственных и частных собраниях. Достижения и новшества художника были отмечены в 1996 году Государственной премией Российской Федерации в области изобразительного искусства. В настоящее время Франсиско Инфанте совершенствует свои идеи артефактов на выставках в России и за рубежом. Начав как «кинетический художник» в 1960-е, Инфанте внес уникальный вклад в лэнд-арт (ландшафтное искусство), делая инсталляции на природе. Художник называет свои работы артефактами. Построенные на эффектах отражения, многозначности и интерактивности, они часто взывают к традициям русского авангарда, особенно работам Малевича и Татлина. Интерпретируя «кинетический» как «подвижный», «мобильный», Инфанте создает абстрактные и искусственные системы, состоящие из подвижных и вращающихся форм, выполненные из конкретных материалов в той же мере, как и из света, цвета и звука. В 1960-е его работы характеризуются абстрактным геометризмом, это как бы прообраз его более поздних трехмерных композиций. В их основе — понимание артефакта, вручную сделанного объекта, что символизирует гармонию искусства, техносферы и природы. Однако в некоторой степени он продолжает традиции русского конструктивизма, и его работам свойственно чувство идеального экологического баланса, но свободного от технократических утопий. Серии ландшафтных инсталляций художник затем представляет в соответствующих циклах фотографий. Их Инфанте использует в лекциях и статьях, придавая своему искусству отчетливо дидактический характер. Вот, что автор говорит о своем творчестве: «С 1962 года я был вовлечен в геометрическое, а затем в кинетическое искусство. С помощью моих работ я хотел выразить эмоции, связанные с безграничным совершенством мира. Природа стала для меня символом вечного, загадочного, божественного мира, чья полнота и завершенность — другой мир, так называемая „вторая природа“, мир технологий. Я думаю о них как о взаимодействующих друг с другом. Поэтому я стараюсь достичь адекватного выражения мира таким, как он есть». Работы находятся в собраниях • Государственная Третьяковская галерея, Москва. • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. • Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва. • Музей АРТ4, Москва. • Московский музей современного искусства, Москва. • Государственный Центр современного искусства, Москва. • Московский Дом фотографии, Москва. • Государственный культурный центр — музей В. С. Высоцкого, Москва. • Новый музей, Санкт-Петербург. • Музей AZ (Музея Анатолия Зверева), Москва. • Музей Джейн Вурхис Зиммерли, коллекция Нортона и Нэнси Додж, Рутгерский университет, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США. • Бруклинский музей, Нью-Йорк, США. • Колодзей Арт Фонд, Хайланд-парк, Нью-Джерси, США. • Музей изобразительных искусств Университета Колумбус, Колумбус, Огайо, США. • Институт современной русской культуры, Лос-Анджелес, США. • Национальная коллекция современного искусства, Париж, Франция. • Музейная галерея искусств, Питерборо, Великобритания. • Музей современного искусства, Сеул, Южная Корея. • Художественный музей Сетагая, Токио, Япония. • Музей Вильгельм-Хак, Людвигсхафен, Германия. • Кунстмузеум, Бёрн, Швейцария, • Музей искусства, Лодзь, Польша. • Коллекция Евгения Нутовича, Москва. • Коллекция Валерия Дудакова, Марины Кашуро, Москва. • Коллекция Костаки, Афины, Греция. • Собрание Игоря Маркина, Москва. • Коллекция Ленца Шенберг, Золль, Австрия. • Коллекция Бар-Гера, Кёльн, Германия. • Коллекция галереи Гмуржинска, Кёльн, Германия. • Музей Органической Культуры, Коломна. • Коллекция Ирины Столяровой Flying in the Wake of Light[1], Лондон, Великобритания. Персональные выставки 2017 —"Текст-Контекст". Музей Российской академии Художеств. Крокин галерея. Санкт-Петербург. 2016 —"Рождение вертикали". Крокин галерея. Москва. 2015 —"Метафоры мгновений". Крокин галерея. Москва. 2014 —"Ре-конструкции". Крокин галерея. Москва. 2008 — «Снежный Меридиан». Домик Чехова, Москва. 2008 — «Редуцированные артефакты», Москва, Институт Сервантеса 2003 —"Пространство времени". Крокин галерея. Москва. 2002 — «Art Frankfurt». Стенд Крокин галереи. Германия. 2001 — «Между небом и змелей». Крокин галерея. Москва. 1989 — «Артефакты Франсиско Инфанте». «Вильгельм Хак музей», Людвигсхафен, ФРГ. 1989 — «Francisco Infante — Watercolour and Sibachrome Artefacts». Gallery Rosa Esman, Нью-Йорк, США. 1988 — «Артефакты». Дом кино, Москва. 1988 — «Артефакты». ДК Одесского Государственного университета, Одесса. 1987 — «Francisco Infante. Artefakty a kresby» (Артефакты и рисунки). Galeria Lounech, Dom umeni mesta, Брно, Чехословакия. 1984 — «Артефакты в планетарии». Московский планетарий, Москва. 1984 — «Артефакты». Республиканский дом знаний, Рига, Латвия. 1984 — «Артефакты». Музей фотографии, Шяуляй, Литва. 1982 — «Посвящение артефакту». ЦНИИ теории и истории архитектуры, Москва. 1982 — «Франсиско Инфанте». Политехнический институт, Москва. 1982 — «Артефакции» (однодневная). Дом художника на Кузнецком мосту, Москва. 1981 — «Искусственные объекты и природное окружение». Центр технической эстетики ВНИИТЭ, Москва. 1981 — «Присутствие» (ретроспективная выставка). Горком графиков, М. Грузинская, 28, Москва. 1981 — «Артефакции». Дом учёных АН СССР, Черноголовка, Московская обл. 1979 — «Искусство-природа-технология» (совм. с группой «Арго»). Дворец культуры имени Ленсовета, Ленинград. 1978 — «Франсиско Инфанте». ДК Московского института инженеров транспорта, Москва. 1974 — Выставка Ф. Инфанте и группы «Арго». Центр испанского землячества, Москва. Литература • Ковалёв А. Именной указатель. — М.: НЛО, 2005. — 400 с. — ISBN 5-86793-356-3. • А. Раппапорт. Эксперимент. Что он дает? (о творчестве Ф. Инфанте) // Московский художник. — 1983. — № 35 (1047). • А. Раппапорт. Отражения отражений (о фотографиях Ф. Инфанте) // Советское фото. — 1983. — № 12.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 22
Артефакты (первый артефакт). Из серии "Супрематические игры". 1968. Инфанте-Арана Ф.
Артефакты (первый артефакт). Из серии "Супрематические игры". 1968. Инфанте-Арана Ф.
Артефакты. Из серии "Очаги искривленного пространства". 1979. Инфанте-Арана Ф.
Фотография. Артефакты. Из цикла "Геометрические горизонты". 1992; авторская печать 2014. Инфанте-Арана Ф., Горюнова Н.П.
Фотография. Артефакты. Из цикла "Геометрические горизонты". 1992; авторская печать 2014. Инфанте-Арана Ф., Горюнова Н.П.
Фотография. Артефакты. Из цикла "Геометрические горизонты". 1992; авторская печать 2014. Инфанте-Арана Ф., Горюнова Н.П.
Показать все